Начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе составляется прогноз социально-экономического развития, определяются основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и плановый период, основные методы и направления покрытия дефицита бюджета, долговая политика, а также распределение бюджетных ассигнований, утверждаются основные направления налоговой, бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. Подготавливаются проекты бюджетов.
В рамках данного этапа подготовленные проекты бюджетов рассматриваются на согласительных совещаниях в Министерстве финансов Мурманской области, на Программно-целевом совете Мурманской области, Мурманской областной Думой. Рассмотрение Мурманской областной Думой проходит в трех чтениях, в результате согласования всех спорных вопросов проект бюджета утверждаются и направляется на подпись Губернатору Мурманской области. Принятый законодательно и подписанный Губернатором Мурманской области проект бюджета становится законом Мурманской области.
Исполнение бюджета обеспечивается Правительством Мурманской области. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.
На данном этапе проводится подготовка и составление участниками бюджетного процесса отчетности об исполнении бюджетов. По итогам текущего финансового года составляется бюджетная отчетность об исполнении бюджетов, направляемая для проверки в органы государственного финансового контроля, а затем на рассмотрение и утверждение в законодательные органы.
Деятельность органов государственной власти направленная на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Осуществляется на всех этапах бюджетного процесса.
Финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.